Олег Шульц
История британских
премьер-министров складывается в большей мере из творчества историков, находя
слабое подтверждение в юридических документах и других источниках.
Происхождение термина «премьер-министр» и вопрос о том, кого первого можно так
называть, давно вызывает споры в академических и политических кругах. Хотя
термин появился в правление королевы Анны (1702-1714), он стал более употребим
в правление Георга II
(1727-1760), когда стал использоваться в качестве упрека сэру Роберту Уолполу,
сосредоточившему в своих руках управление Кабинетом.
Концепция существования
британского премьер-министра не имела общепринятого содержания вплоть до ее
формирования в юридическом смысле в законодательных актах начала XX века. Первым формальным упоминанием
премьер-министра в таковом качестве является королевский указ 1905 года,
который определил место премьер-министра на официальных церемониях
непосредственно вслед за архиепископом Йоркским. Во-вторых, премьер-министр был
упомянут в Законе о поместье Чекерс (1917). И, наконец, окончательное
возникновения понятия "премьер-министр" относится к принятию Закона о
министрах британской Короны (1937).
Начиная с первой половины XIX века, существует множество письменных
свидетельств, порицающих такие понятия, как первый министр или премьер-министр,
как противоречащих духу британской Конституции, под которой понимается свод
законов формирующих британскую политическую систему. Термин фактически возник
как творение историков, а не юристов или Парламента. В действительности,
документы свидетельствуют далеко не в пользу существования такой должности в
истории Великобритании.
В 1741 году в Палате общин было
провозглашено, что «согласно нашей Конституции у нас не может быть единоличного
или первого министра… У каждого служащего свой собственный департамент и ни
один чиновник не должен вмешиваться в дела, входящие в компетенцию другого
департамента». В том же году Палата лордов провозгласила, что «единоличный или даже
первый министр – должность, незнакомая Закону Британии, противоречащая
Конституции страны, и нарушающая свободу деятельности в том или ином
Правительстве».
С другой стороны, в беседе лорда
Мэлвилла с Уильямом Питтом в 1803 году, последний отметил, что «человек, чаще
всего называемый первым министром» абсолютно необходим для работы
правительства, и подчеркнул, что таким человеком должен быть министр,
отвечающий за финансы. В 1806 году Палата общин заявила, что «Конституции
ненавистна сама идея существования премьер-министра», а в 1829 году снова
подчеркнула, что «нет ничего более вредного или неконституционного, чем
признать Актом Парламента существование такой должности».
Изданный в 1786 году
«Политический справочник» Битсона приводит перечень «премьер-министров и
фаворитов, начиная с правления Генриха VIII и до наших дней». С 1714 года Битсон смог
найти только одного «единоличного министра», и им оказался сэр Роберт Уолпол.
Для всех последующих периодов он был вынужден указывать двух, трех и даже
четырех человек, как совместных или равноправных министров, подававших советы
королю, и, следовательно, контролирующих управление страной.
Место премьер-министра в
официальном британском церемониале было установлено только в начале ХХ века. 10
декабря 1905 года король Эдуард VII
издал королевский указ, который гласил: «Принимая во внимание, что
церемониальное место Нашего Премьер-Министра не было объявлено или установлено
должным образом, Мы считаем целесообразным, чтобы впредь оно было объявлено и
установлено. Отныне во исполнение Нашей Монаршьей Власти мы объявляем Нашу
Королевскую Волю и Желание, что отныне и навсегда Премьер-Министр Наш, Потомков
Наших и Преемников, будет занимать место и следовать непосредственно за
Архиепископом Йоркским». Первый парламентский акт, упоминающий должность
премьер-министра, был Закон о поместье Чекерс, подписанный королем 20 декабря
1917 года. Закон касался поместья Чекерс, переданного в дар короне сэром
Артуром и леди Ли, с тем, чтобы впоследствии использовать его как загородный дом
для будущих премьер-министров.
Наконец, согласно Закону о
министрах британской Короны, подписанному королем 1 июля 1937 года, было
официально признано положение премьер-министра и определялся размер выплаты
«Первому лорду Казначейства и премьер-министру» - двум должностям, которые с XVIII века, как правило, занимал премьер-министр:
«Признавая в законодательном порядке существование положения премьер-министра и
историческую связь между премьерством и должностью Первого лорда Казначейства[1],
положить для данного положения и должности жалованье…».
В законе была проведена четкая грань между «положением» (в отношении премьер-министра) и «должностью» (в отношении Первого лорда Казначейства), что подчеркивало уникальный характер положения премьер-министра с признанием существования Кабинета. Тем не менее, вопреки этому признанию, надпись на медной табличке на входной двери резиденции премьер-министра остается прежней - «Первый лорд Казначейства».
Отсутствие официального признания
положения премьер-министра в течение долгих лет делает проблематичными попытки
достоверно определить, кто являлся премьер-министром в английской истории.
Таким образом, в зависимости от критериев, выбранных исследователем, в списке
премьер-министров могут отсутствовать некоторые политики, которые будут
присутствовать в прочих списках. Например, неудачные попытки формирования
Кабинета, такие как предпринятая в 1746 году лордом Грэнвиллом, или отказы
министров формировать Кабинет после соответствующего предложения монарха, часто
не берутся в расчет.
Моментом, определяющим рождение
нового премьер-министра, возможно является церемония целования монаршей руки,
введенная в обиход во времена королевы Виктории (1837-1901). Поскольку
британский премьер-министр не вступает в должность путем принесения присяги,
церемония целования рук является символом проявления власти монарха,
поручающего формирование Кабинета одному из министров Короны.
Таким образом, вопреки
сформированному в общественном сознании образу преемственности британских
премьер-министров, восходящему к концу XVII – началу XVIII века, их положение и должность не были
законодательно определены почти до середины XX века. Неофициальное положение
премьер-министра, существовавшее в Великобритании в течение двухсот и более
лет, должно учитываться при составлении их хронологии.
Источники:
©
2002
©
2003 Перевод с английского Виталия Кусова
[1] Исключения составляли Уильям Питт Старший (эрл Четэм), занимавший должность государственного секретаря в Южном департаменте 1756-1761 и должность лорда хранителя печати 1766-1768; Роберт Гаскойн-Сесил, маркиз Солсбери, секретарь по иностранным делам 1885-1886, 1887-1892, 1895-1900 и лорд хранитель печати в 1900-1902 гг. Питт Старший никогда не был Первым лордом казначейства, Солсбери занимал эту должность в 1886-1892 гг.