Премьер-министры Великобритании: развитие понятия в истории и правоведении

Олег Шульц

История британских премьер-министров складывается в большей мере из творчества историков, находя слабое подтверждение в юридических документах и других источниках. Происхождение термина «премьер-министр» и вопрос о том, кого первого можно так называть, давно вызывает споры в академических и политических кругах. Хотя термин появился в правление королевы Анны (1702-1714), он стал более употребим в правление Георга II (1727-1760), когда стал использоваться в качестве упрека сэру Роберту Уолполу, сосредоточившему в своих руках управление Кабинетом.

Концепция существования британского премьер-министра не имела общепринятого содержания вплоть до ее формирования в юридическом смысле в законодательных актах начала XX века. Первым формальным упоминанием премьер-министра в таковом качестве является королевский указ 1905 года, который определил место премьер-министра на официальных церемониях непосредственно вслед за архиепископом Йоркским. Во-вторых, премьер-министр был упомянут в Законе о поместье Чекерс (1917). И, наконец, окончательное возникновения понятия "премьер-министр" относится к принятию Закона о министрах британской Короны (1937).

Начиная с первой половины XIX века, существует множество письменных свидетельств, порицающих такие понятия, как первый министр или премьер-министр, как противоречащих духу британской Конституции, под которой понимается свод законов формирующих британскую политическую систему. Термин фактически возник как творение историков, а не юристов или Парламента. В действительности, документы свидетельствуют далеко не в пользу существования такой должности в истории Великобритании.

В 1741 году в Палате общин было провозглашено, что «согласно нашей Конституции у нас не может быть единоличного или первого министра… У каждого служащего свой собственный департамент и ни один чиновник не должен вмешиваться в дела, входящие в компетенцию другого департамента». В том же году Палата лордов провозгласила, что «единоличный или даже первый министр – должность, незнакомая Закону Британии, противоречащая Конституции страны, и нарушающая свободу деятельности в том или ином Правительстве».

С другой стороны, в беседе лорда Мэлвилла с Уильямом Питтом в 1803 году, последний отметил, что «человек, чаще всего называемый первым министром» абсолютно необходим для работы правительства, и подчеркнул, что таким человеком должен быть министр, отвечающий за финансы. В 1806 году Палата общин заявила, что «Конституции ненавистна сама идея существования премьер-министра», а в 1829 году снова подчеркнула, что «нет ничего более вредного или неконституционного, чем признать Актом Парламента существование такой должности».

Изданный в 1786 году «Политический справочник» Битсона приводит перечень «премьер-министров и фаворитов, начиная с правления Генриха VIII и до наших дней». С 1714 года Битсон смог найти только одного «единоличного министра», и им оказался сэр Роберт Уолпол. Для всех последующих периодов он был вынужден указывать двух, трех и даже четырех человек, как совместных или равноправных министров, подававших советы королю, и, следовательно, контролирующих управление страной.

Место премьер-министра в официальном британском церемониале было установлено только в начале ХХ века. 10 декабря 1905 года король Эдуард VII издал королевский указ, который гласил: «Принимая во внимание, что церемониальное место Нашего Премьер-Министра не было объявлено или установлено должным образом, Мы считаем целесообразным, чтобы впредь оно было объявлено и установлено. Отныне во исполнение Нашей Монаршьей Власти мы объявляем Нашу Королевскую Волю и Желание, что отныне и навсегда Премьер-Министр Наш, Потомков Наших и Преемников, будет занимать место и следовать непосредственно за Архиепископом Йоркским». Первый парламентский акт, упоминающий должность премьер-министра, был Закон о поместье Чекерс, подписанный королем 20 декабря 1917 года. Закон касался поместья Чекерс, переданного в дар короне сэром Артуром и леди Ли, с тем, чтобы впоследствии использовать его как загородный дом для будущих премьер-министров.

Наконец, согласно Закону о министрах британской Короны, подписанному королем 1 июля 1937 года, было официально признано положение премьер-министра и определялся размер выплаты «Первому лорду Казначейства и премьер-министру» - двум должностям, которые с XVIII века, как правило, занимал премьер-министр: «Признавая в законодательном порядке существование положения премьер-министра и историческую связь между премьерством и должностью Первого лорда Казначейства[1], положить для данного положения и должности жалованье…».

В законе была проведена четкая грань между «положением» (в отношении премьер-министра) и «должностью» (в отношении Первого лорда Казначейства), что подчеркивало уникальный характер положения премьер-министра с признанием существования Кабинета. Тем не менее, вопреки этому признанию, надпись на медной табличке на входной двери резиденции премьер-министра остается прежней - «Первый лорд Казначейства».

Отсутствие официального признания положения премьер-министра в течение долгих лет делает проблематичными попытки достоверно определить, кто являлся премьер-министром в английской истории. Таким образом, в зависимости от критериев, выбранных исследователем, в списке премьер-министров могут отсутствовать некоторые политики, которые будут присутствовать в прочих списках. Например, неудачные попытки формирования Кабинета, такие как предпринятая в 1746 году лордом Грэнвиллом, или отказы министров формировать Кабинет после соответствующего предложения монарха, часто не берутся в расчет.

Моментом, определяющим рождение нового премьер-министра, возможно является церемония целования монаршей руки, введенная в обиход во времена королевы Виктории (1837-1901). Поскольку британский премьер-министр не вступает в должность путем принесения присяги, церемония целования рук является символом проявления власти монарха, поручающего формирование Кабинета одному из министров Короны.

Таким образом, вопреки сформированному в общественном сознании образу преемственности британских премьер-министров, восходящему к концу XVII – началу XVIII века, их положение и должность не были законодательно определены почти до середины XX века. Неофициальное положение премьер-министра, существовавшее в Великобритании в течение двухсот и более лет, должно учитываться при составлении их хронологии.

 

Источники:

  1. Handbook of British Chronology, 3rd edition, 1986, pp. 112-116
  2. Lord Blake. The Office of Prime Minister. London, Oxford Univ. Pr., 1975
  3. Dermot Englefield, Janet Seaton, Isobel White. Facts about the British Prime Ministers. H.M. Wilson, Co., New York 1995

 

© 2002 National Politics Web Guide

© 2003 Перевод с английского Виталия Кусова



[1] Исключения составляли Уильям Питт Старший (эрл Четэм), занимавший должность государственного секретаря в Южном департаменте 1756-1761 и должность лорда хранителя печати 1766-1768; Роберт Гаскойн-Сесил, маркиз Солсбери, секретарь по иностранным делам 1885-1886, 1887-1892, 1895-1900 и  лорд хранитель печати в 1900-1902 гг. Питт Старший никогда не был Первым лордом казначейства, Солсбери занимал эту должность в 1886-1892 гг.

National Politics Web Guide